Задания к 1 части

 При работе над первой частью необходимо выполнить любые два задания из   уровней 2.0   или  3.0   или же одно задание уровня 4.0.

Задания уровня 2.0

 

Задание 1.

В первой части наиболее ярко предстают два образа: князь Игорь и его брат Всеволод. Через сопоставление образов князей автор более полно и точно характеризует их. Проследите, как раскрываются эти образы в «Слове»

 

Князь Всеволод

1.Найдите в 1 строфе первой части ответ Всеволода на предложение князя Игоря. Как эти слова характеризуют его?

2.Раскройте смысл развёрнутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов (во 2 строфе). Какие качества князя выявляет подобное отношение к своей дружине?

3.Перечитайте одиннадцатую строфу. Как описаны подвиги буй-тура Всеволода? Какие качества проявляет князь на поле боя? Почему он «позабыл о славе прежних дней, о златом черниговском престоле, о желанной Глебовне своей»?

 

Князь Игорь

1.Прочитайте третью строфу. Для князя Игоря — человека фактически ещё языческой эпохи — солнечное затмение не могло не быть зловещим предзнаменованием. Как его характеризует пренебрежение этим знаком судьбы? Что вам известно об этом природном явлении?

2.Как характеризует князь Игорь в своей речи к дружине цели похода на половцев? Объясните, что значит «Дону зачерпнуть шеломом».

 

3.Прочитайте седьмую строфу. Как характеризует князя Игоря его выбор при разделе добычи после первой победы:

А червленый стяг с хоругвью белой,
Челку и копье из серебра
Взял в награду Святославич смелый,
Не желая прочего добра.

 

4.Опираясь на текст строфы 15, расскажите, как ведёт себя князь в сражении, какие его чувства описаны. Объясните, отличаются ли его действия от поведения брата. Почему?

 

 

 

 

Задание 2.

Сравниваем две битвы в «Слове»

1.В первой части «Слова» автор рассказывает о двух битвах войска Игоря с половцами. Прочтите их описания в 6—15 строфах. Подумайте, почему перед первым боем возникает рефрен: «Добывая острыми мечами Князю — славы, почестей — себе».

(Рефрен — стих или строфа, в определённом порядке повторяющаяся в стихотворении и несущая особую смысловую нагрузку).

 Объясните, почему первому бою, закончившемуся победой русской дружины и приобретением богатой добычи, посвящены всего 4 строки, а битве, в которой войско потерпело поражение, отводится несколько строф.

 

2.Проанализируйте описание второго боя с половцами и ответьте на вопросы:

1.                   В строфе 9 даётся описание приближающейся тучи и начинающейся грозы, что символизирует это описание? Какие беды предвещает? Почему строфа 9 заканчивается рефреном:

«О Русская земля!
Ты уже за холмом»?

2.                   В строфе 10 упоминаются Стрибожьи внуки (ветры), помогающие половецким стрелам дальше лететь. Известно, что во время этого боя ветер действительно дул в сторону русского войска. Как русские воины противостоят натиску неприятеля?

3.                   Почему описание битвы в строфах 12—13 вдруг прерывается обращением к давним междоусобицам? Сделайте вывод, как с помощью отступления о деяниях Олега автор объясняет причины поражения Игорева войска.

4.                   В строфах 14—15 встречаются традиционные для фольклорной традиции сравнения боя с пахотой и пиром. Выпишите эти строки и сделайте вывод, какую художественную роль они играют.

 

 

 

Задания уровня 3.0

 

 

Задание 1.

1.Исследуем роль выразительных средств в начале первой части

В первой части автор употребляет два рефрена, сменяющих друг друга. Прочитайте определение и выпишите из строф 2—9 рефрены. Ответьте на вопрос: с какой целью автор употребляет их?

(Рефрен — стих или строфа, в определённом порядке повторяющаяся в стихотворении и несущая особую смысловую нагрузку).

 

2.Важную художественную роль в произведении играют картины природы. После описания солнечного затмения появляются не менее яркие и неожиданные образы. Например,

«Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила».

 

Выпишите из строф 4—5 словосочетаний, характеризующие картины природы , звуки, которые сопровождают войско князя Игоря. Почему дружину сопровождает такой шум? Почему природа против Игоря?

 

 

Задание 2.

 

Сравниваем две битвы в «Слове»

Определите параметры сравнения двух битв. Проведите его. К какому выводу вы пришли?

 

 

Задание 3.

 

Подумайте, какие параллели можно провести между событиями, описанными в «Слове...», и современным мироустройством.

 

 

Задание 4.

 

Слава или плач — ведущий мотив первой части «Слова о полку Игореве»? Докажите свою точку зрения.

 

Задание 5.

Докажите, что автор и осуждает князя Игоря, и восхищается его поступком. Почему его оценка столь двойственна?



Задания уровня 4.0

1.Найдите в сети Интернет и посмотрите мультфильм «Сказание про Игорев поход» (режиссёр Н. Василенко). Напишите отзыв или статью для Википедии — общедоступной универсальной интернет-энциклопедии.

 

2.Обозначьте, руководствуясь текстом, на карте маршрут похода войска Игоря. Сравните полученный маршрут и историческими упоминаниями о походе.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Слово о полку Игореве» — это источник, от которого начались реки русской поэзии». Е. ИСАЕВ