Задания к 1 части
При работе над первой частью необходимо выполнить любые два задания из уровней 2.0 или 3.0 или же одно задание уровня 4.0.
Задания уровня 2.0
Задание 1.
В первой
части наиболее ярко предстают два образа: князь Игорь и его брат Всеволод.
Через сопоставление образов князей автор более полно и точно характеризует
их. Проследите, как раскрываются эти образы в «Слове»
Князь
Всеволод
1.Найдите в 1 строфе первой
части ответ Всеволода на предложение князя Игоря. Как эти слова
характеризуют его?
2.Раскройте смысл развёрнутой метафоры,
в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов
(во 2 строфе). Какие качества князя выявляет подобное отношение
к своей дружине?
3.Перечитайте одиннадцатую строфу. Как
описаны подвиги буй-тура Всеволода? Какие качества проявляет князь на поле
боя? Почему он «позабыл о славе прежних дней, о златом черниговском
престоле, о желанной Глебовне своей»?
Князь
Игорь
1.Прочитайте третью строфу.
Для князя Игоря — человека фактически ещё языческой эпохи —
солнечное затмение не могло не быть зловещим предзнаменованием.
Как его характеризует пренебрежение этим знаком судьбы? Что вам
известно об этом природном явлении?
2.Как характеризует князь Игорь
в своей речи к дружине цели похода на половцев? Объясните, что
значит «Дону зачерпнуть шеломом».
3.Прочитайте седьмую строфу. Как
характеризует князя Игоря его выбор при разделе добычи после первой
победы:
А
червленый стяг с хоругвью белой,
Челку и копье из серебра
Взял в награду Святославич смелый,
Не желая прочего добра.
4.Опираясь на текст строфы 15,
расскажите, как ведёт себя князь в сражении, какие его чувства описаны. Объясните, отличаются ли его действия
от поведения брата. Почему?
Задание 2.
Сравниваем две
битвы в «Слове»
1.В первой части «Слова» автор
рассказывает о двух битвах войска Игоря с половцами. Прочтите их
описания в 6—15 строфах. Подумайте, почему перед первым боем
возникает рефрен: «Добывая острыми мечами Князю — славы, почестей —
себе».
(Рефрен — стих
или строфа, в определённом порядке повторяющаяся в стихотворении
и несущая особую смысловую нагрузку).
Объясните, почему первому бою, закончившемуся
победой русской дружины и приобретением богатой добычи, посвящены всего
4 строки, а битве, в которой войско потерпело поражение,
отводится несколько строф.
2.Проанализируйте описание второго
боя с половцами и ответьте на вопросы:
1.
В строфе 9 даётся описание приближающейся
тучи и начинающейся грозы, что символизирует это описание? Какие беды
предвещает? Почему строфа 9 заканчивается рефреном:
«О Русская земля!
Ты уже за холмом»?
2.
В строфе 10 упоминаются Стрибожьи внуки
(ветры), помогающие половецким стрелам дальше лететь. Известно, что
во время этого боя ветер действительно дул в сторону русского войска.
Как русские воины противостоят натиску неприятеля?
3.
Почему описание битвы в строфах 12—13 вдруг
прерывается обращением к давним междоусобицам? Сделайте вывод, как
с помощью отступления о деяниях Олега автор объясняет причины
поражения Игорева войска.
4.
В строфах 14—15 встречаются традиционные
для фольклорной традиции сравнения боя с пахотой и пиром.
Выпишите эти строки и сделайте вывод, какую художественную роль они
играют.
Задания уровня 3.0
Задание 1.
1.Исследуем роль выразительных
средств в начале первой части
В первой части автор употребляет
два рефрена, сменяющих друг друга. Прочитайте определение и выпишите
из строф 2—9 рефрены. Ответьте на вопрос: с какой целью
автор употребляет их?
(Рефрен — стих
или строфа, в определённом порядке повторяющаяся в стихотворении
и несущая особую смысловую нагрузку).
2.Важную художественную роль
в произведении играют картины природы. После описания солнечного затмения
появляются не менее яркие и неожиданные образы. Например,
«Солнце
тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила».
Выпишите из строф 4—5
словосочетаний, характеризующие картины природы
, звуки, которые сопровождают войско князя Игоря. Почему дружину сопровождает
такой шум? Почему природа против Игоря?
Задание 2.
Сравниваем две
битвы в «Слове»
Определите параметры сравнения двух
битв. Проведите его. К какому выводу вы пришли?
Задание 3.
Подумайте, какие параллели можно
провести между событиями, описанными в «Слове...», и современным
мироустройством.
Задание 4.
Слава или плач — ведущий мотив
первой части «Слова о полку Игореве»? Докажите свою точку зрения.
Задание 5.
Докажите, что автор и осуждает князя Игоря, и восхищается его
поступком. Почему его оценка столь
двойственна?
Задания уровня 4.0
1.Найдите в сети Интернет
и посмотрите мультфильм «Сказание про Игорев поход» (режиссёр
Н. Василенко). Напишите отзыв или статью для Википедии —
общедоступной универсальной интернет-энциклопедии.
2.Обозначьте, руководствуясь текстом, на карте маршрут
похода войска Игоря. Сравните полученный маршрут и историческими упоминаниями о походе.
Комментарии
Отправить комментарий